Екатеринбург
Корзина 0

Если я делаю макет самостоятельно, то в каком формате и каких программах вы примете его без доработки?

Технические требования изложены в карточке товара. Рекомендуем прочитать данный материал целиком и задать дополнительные вопросы, если что-либо осталось неясным. Просим учесть, что соблюдение Вами перечисленных ниже требований на порядок сократит время согласования Вашего макета в печать.

Общие требование ко всем макетам следующие:

В ПЕЧАТЬ ПРИНИМАЮТСЯ ФАЙЛЫ, ИМЕЮЩИЕ РАШИРЕНИЯ: *.cdr (CorelDRAW), *.tiff (Adobe Photoshop), *.pdf (Adobe Illustrator, Adobe InDesign)

Файлы с расширением *.doc/*.docх (Microsoft Word) принимаются исключительно в качестве технического задания для разработки оригинал-макета дизайнерами нашей типографии.

 

Некоторые подробности.

Существуют программы вёрстки и дизайна CorelDRAW, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Adobe InDesign и др., имеющие свои расширения. Эти расширения не подходят для программ подготовки к офсетной печати — Kodak Preps, Adobe Acrobat Professional и др., которые обрабатывают файлы с расширениями др. Файлы в данном формате, как правило, легко экспортируются из программ создания макетов. Причём формат *.pdf оптимален для многостраничных документов.

Два важных момента

 

Если готовность Вашего макета 100%-ная, соблюдены все ниже перечисленные рекомендации, лучший вариант отправить в типографию макет с расширением *.pdf,*.eps, либо *.tiff.

 

Если Вы сомневаетесь, если есть вероятность доработки макета, то воспользуйтесь популярным расширением *.cdr, то есть отправьте в типографию макет в CorelDRAW. Это не очень удобно для офсетной многостраничной печати, но оптимально для печати одностраничного макета.

Растровые изображения должны иметь разрешение не ниже 300 dpi

Для просмотра изображений на мониторе достаточно разрешения фото в формате *.jpg всего 72 dpi. Ярлыки, например, на мониторе выглядят отлично.

А теперь попробуем увеличить. Неприглядное впечатление, правда? Нездоровые пятна на изображении – это растеризация. Вывод: либо разрешение фото изначально должно быть высоким, либо следует прибегнуть к услугам опытного дизайнера, который восстановит изображение.

Как определить, достаточно ли высокое разрешение у «исходника»? Способов несколько:

  1. Поинтересоваться у дизайнера, который будет изготавливать Вам макет из Ваших фотоматериалов.
  2. «Навскидку»: если фото для формата А4 «весит» 1 Мб в расширении *.jpg – у него, скорее всего, вполне достаточное разрешение. Для формата А3 — уже недостаточное.
  3. Работая в программах вёрстки и дизайна, следует пользоваться специальными инструментами контроля. Причём делать это тогда, когда Вы окончательно убедились, какого конкретного размера будет иллюстрация. При увеличении изображения в таких программах автоматически уменьшается его фактическое разрешение. Ничего страшного, если оно окажется на треть меньше нужного (например, 240 dpi, а не 300). Задайте разрешение 300 dpi и добавьте резкости. Если изображение меньше в 2 и более раз, есть повод задуматься.
 

Примечание: векторных изображений это не касается вообще, в этом-то их преимущество. Образец векторного изображения – готовые фигуры в Ворде: их увеличивать можно до бесконечности, использовать в широкоформатной печати – качества они не утратят. То же касается букв. Хотя, строго говоря, перед печатью любой текст тем или иным образом «закривляется», то есть превращается в векторный объект (вектор в данном случае = кривая линия. (О буквах/шрифтах см. ниже).

Однако если Вы готовите изображение к печати в растровом редакторе и в нём же набираете текст, учтите, что к этому моменту макету должны быть заданы окончательные размеры и разрешение.

 

Внимание! Если вы конвертируете (растрируете) векторное изображение в программе CorelDRAW (так называемый Bitmap), идеальным будет разрешение 300 dpi. Настоятельно рекомендуется помещать в макет фото с высоким расширением. И самое главное: если вы возьмёте «слабое» фото, увеличите его и сохраните уже с разрешением 300 dpi, ситуацию это не спасёт.

Важно! Очень часто заказчик, придя в новую типографию, предоставляет вместо рабочего макета так называемое preview («превьюшку»), которую когда-то ему выслал дизайнер на согласование. Такие макеты к печати, как правило, не пригодны от слова «совсем». Восстановить их в наших силах, но это требует отдельной оплаты.

Весь текст должен быть переведен в кривые (преобразован в векторное изображение –Оutlines)

Это требование – страховка от того, что при выводе пластин какой-то очень особенный шрифт не заменится другим, не превратится в «прямоугольнички» или «крокозяблы». А случиться это может, если в компьютере специалиста, принявшего Ваш макет в работу, не окажется Вашего шрифта.

Что нужно делать? — Всё зависит от программы, в которой Вы работаете.

  Если работа сделана в растровом редакторе, например, в Adobe Photoshop, работая с форматом *.tiff, достаточно объединить все слои и сохранить макет под другим именем (на всякий случай, чтобы иметь возможность отредактировать).
  Если использован векторный редактор (чаще CorelDRAW), то способов несколько:
  1. Можно закривлять каждый элемент по отдельности (Ctrl+Q);
  2. Можно выделить все текстовые элементы и закривить всё скопом;
  3. Экспортировать макет в формат *.eps или *.pdf, задав функции закривления (для опытных пользователей).
Примечание. При закривлении в CorelDRAW больших кусков текста рекомендуется предварительно нажать сочетание клавиш Ctrl+К, в этом случае текст после заокривления разобьётся на строки, а не произвольными кусками. Это может выручить в определённых ситуациях.
 
  При работе с адобовскими продуктами (Adobe Illustrator, Adobe InDesign) возникают сложности с закривлением. В Adobe InDesign есть возможность закривления, но она опасна: большие куски текста могут повести себя непредсказуемо. Например, при таком преобразовании теряются линии над и под абзацем, подчеркивание и перечеркивание, исчезает автоматическая нумерация абзацев и страниц. При этом кнопка (функция) «Кривые» при экспорте в *.pdf в программу не заложена. Выходы из этой ситуации:
  1. Предоставить типографии все используемые в макете шрифты (функция «Пакета»/ Package);
  2. Использовать возможности растеризации эффектов и закривления текста.

Метод закривления текста в программе Adobe InDesign при создании *pdf

1. На самом нижнем слое макета рисуете прямоугольник на всю страницу, заливаете его белым цветом. К этому объекту следует применить эффект Прозрачности — во вкладке Transparencу, в строке Opacity меняете значение 100% (непрозрачный) на 0% (совершенно прозрачный). В идеале данный объект должен располагаться на шаблонной странице, чтобы весь многостраничный документ попал под его «магию». По другому методу, можно помещать в край шаблонной страницы всего лишь один прозрачный пиксель, сгенерированный в Adobe Photoshopе и сохранённый как картинка с расширением *.tiff.

2. Теперь следует задать стиль пресета, который понадобится при написании *.pdf. Войдите в меню Edit /Transparency Flattener Presets, выберите в диалоговом окне пункт High Resolution и нажмите кнопку New. В диалоговом окне у вас откроется копия пресета High Resolution. Отметьте галочкой Convert All Text to Outline и задайте имя пресету, например, «Кривые». Нажмите OK.

3. При экспорте в PDF устанавливаете совместимость с Acrobat 4 (PDF 1.3), а на вкладке Advansed выбираете созданный только что стиль пресета.

Теперь при экспорте текст будет преобразован в кривые предельно адекватно, даже если Вы использовали совершенно «пиратский» шрифт

Имейте ввиду, что вес файла при этом увеличится. Чтобы минимизировать это, перед экспортом воспользуйтесь функцией «Сохранить как», сохранив документ под тем же именем. Вес исходного Adobe InDesign’овского файла при этом уменьшится значительно.

Закривляя макет, помните, что многое зависит и от степени его фактической готовности. Если Ваш макет полностью согласован, Вы уверены в его пригодности для печати, закривлять текст можно и нужно.

Но слишком часто изменения вносятся уже после того, как макет прислан в типографию. Например, находятся опечатки. Часто оптимальным бывает вносить мелкие правки непосредственно работником типографии по требованию менеджера и при занятости (недоступности) дизайнера – автора макета. Как в этом случае обеспечить возможность коррекции макета?

 
 

В программе Соrel можно сдублировать неокривлённый вариант макета, в надежде, что у специалиста по препрессу такой шрифт в базе есть, можно послать неокривлённую копию, приложив шрифты.

 

То же касается программ адобовской линейки. В них сделать это намного проще (функция «Пакета»/Package позволяет создать отдельную папку, в которую входит копия оригинал-макета, а также две папки — с использованными фото и шрифтами). Но учтите, что InDesign не так распространён, как CorelDRAW.

Все эффекты должны быть конвертированы в растровое изображение

Соблюдение этого требования крайне желательно, если дизайнер использует в макете большое количество эффектов, особенно наложенных один на другой. При неправильном экспорте в формат *.pdf это может привести к тому, что эффекты на печати будут «битыми», тени квадратными, часть изображений может вообще пропасть в незаметном для Вас месте макета. О способах растеризации.

  1. В программе Adobe Photoshop достаточно просто объединить слои.
  2. В программах векторного дизайна рекомендуется отделить текст (ключевые векторные изображения) от всех применённых к ним эффектов, которые следует сгруппировать и преобразовать с растровое изображение (min 300 dpi, CMYK), «отбитмапить», как выражаются пользователи CorelDRAW’а. Текст (векторные изображения) на время растеризации можно переместить на другой слой либо временно вырезать, а затем поместить в то же место.
  3. Если вы работаете в программе Adobe InDesign, изначально используйте импортированные в них растровые изображения. Будьте внимательны: обтравленный (без фона) растровый объект или объект с эффектом прозрачности должен лежать строго под текстом, иначе текст при печати пикселизируется.

Существует возможность растрировать эффекты в документах Adobe InDesign и Adobe Illustrator при экспорте их в *.pdf. Для этого попробуйте поработать с настройками, описанными выше в теме «Окривление текста в Adobe InDesign».

 

Цветовая модель CMYK

Понимание цветовой модели CMYK поможет Вам в том числе сориентироваться в принципе ценообразования Вашего заказа.

На мониторах мы видим цветовую модель RGB(смесь красного, зелёного и голубого цветов). Здесь возможности цветопередачи безграничны, поскольку задействовано свечение экрана. При печати на бумаге используется другая цветовая модель – CMYK, возможности которой несколько ниже. Например, золото и серебро можно передать лишь похожей цветовой гаммой либо использовать иные методы, например, тиснение, что делает продукцию более дорогой. А люминесцентный ядовито-жёлтый цвет возможен только при изготовлении световых табло.

C (Cyan) – голубой цвет, M (Magenta) - пурпурный, Y (Yellow) - жёлтый, K (blacK) – чёрный

Смешение этих красок создаёт полноцветное изображение на бумаге. Какую ещё информацию полезно знать заказчику?

 

Если вы заказываете небольшую партию продукции (например, 200 визиток или 50 плакатов), то, скорее всего, отпечатан он будет на цифровой машине (большом цветном принтере). В данном случае заботиться о цветовой модели особой надобности нет.

Если тираж значительный, то метод печати будет офсетный, и тут следует учитывать ряд факторов, чтобы избежать случайного брака при печати и даже сэкономить.

* Если макет будет изготовлен в CMYK, но при этом будет использована очень нестандартная модель его профиля, оттенки цветов в готовой продукции будут отличаться от желаемых. Эта проблема не страшна: при написании *.pdf в настройках экспорта отключите функцию внедрения профиля; если же присылаете макет в CorelDRAW, установите в нём популярный профиль U.S.WebCoated (SWOP) v2.

* Если в макете окажется изображение в модели RGB (например, фото из интернета) и на стадии согласования это не будет замечено, цвет изображения в готовой продукции будет с серо-грязным оттенком.

 

* Если то же самое произойдёт с текстом чёрного цвета (например, надпись на рекламном модуле, которую дизайнер прислал в качестве preview, текст из Ворда, неграмотно скопированный в Adobe InDesign), то, разложенный на цвета автоматически, он будет печататься не одной – чёрной – краской, а сразу четырьмя. Буквы будут нечёткими.

* Из этого вытекает другой крайне важный момент – фактор суммы красок. Красок всего 4. У каждой краски в разных местах изображения разный процент насыщенности – от 5% до 100%. Например, стандартный красный цвет — это 100% пурпурного + 100% жёлтого = 200%. Но вот на фото, особенно очень контрастном, вся гамма красок и в особенно тёмных местах в сумме очень часто даёт 320-350%. Какими неприятностями это грозит?
Здесь многое зависит от материала, на котором печатается заказ. Так, для картона сумма красок особой роли не играет, и наоборот, газетная бумага не выдержит суммы красок больше 240%. (Кстати, именно поэтому цветные фото в наших газетах таких неприятных цветов).
При печати на нормальной бумаге (ВХИ, мелованной и т.п.) допустимая сумма красок – 300%. Возможно чуть больше для мелких элементов.
Определить сумму красок можно в программе Adobe Photoshop (точечно). В профессиональной версии Acrobat’а после написания *.pdf и в Adobe InDesign функция Просмотр цветоделения (Separation preview) подсвечивает места на фото, в которых сумма красок будет избыточна.

 

В данном случае:

а) чёрный многокрасочный цвет перекрашивается в стандартный black;

б) насыщенность фото снижается в редакторе растровых изображений.

* При офсетной печати каждый слой краски наносится на отдельную пластину. Пластины монтируются в печатную машину, которая будет наносить каждый слой краски поочерёдно. Чем меньше пластин (красок), тем ниже стоимость офсетной печати. Самая дешёвая печать – печать одной краской (любой из палитры CMYK, чаще чёрной, либо пантоном – готовой краской определённого цвета, например, красного). Можно использовать метод дуатона – сочетания двух красок, чёрной и красной, например, что требует от дизайнера специальных навыков. Использование каждой новой краски увеличивает стоимость изделия.

В завершение темы: при изготовлении продукции премиум-класса или на нестандартных материалах может потребоваться большее количество красок.

На обрезку должно быть оставлено не менее 1 мм с каждого края изделия

А лучше – 2 мм. А если это макет буклета, то тем более – 2 мм. Если многостраничное издание, то 3—5 мм (лучше оговорить с типографией). Но зачем это нужно?

  Если Ваш макет имеет белые поля, то, в принципе, не нужно. Другое дело, если в макете используются изображения «навылет», то есть упираются в край листа. В этом случае типография обрежет часть изображения в любом случае: такова технология. Вы же не хотите, чтобы Ваши листовки выглядели также, как распечатанные на принтере — с 6 мм белых полей по краям?

Сделайте изображение больше, чем заказанный Вами формат, и тогда обрежется именно то, на что согласны Вы.

 

Текст и важные элементы должны быть не ближе 3-4 мм от края изделия

Особенно это касается визиток. Рекомендуем правило «коробочки»: фон может и должен идти «навылет», а вот текст и логотип своими краями должны упираться/вписываться в воображаемый прямоугольник, который по высоте и ширине меньше размера визитки на 8 мм (4 мм с каждой стороны). Ошибочно думать, что уменьшившийся от этого шрифт будет читаться хуже, ибо будет мельче. Особенность восприятия человеческого глаза такова, что всё познаётся в сравнении. А упирающийся в края текст визитки, наоборот, сигнализирует о том, что её владелец экономит на качестве.

Несоблюдение этого и предыдущего правил может привести к тому, что важные элементы будут обрезаны.

Рекомендуемый минимальный кегль шрифта — 8-9 pt

Есть такие понятия, как «читабельность» и «технические возможности».

Насколько читабелен должен быть текст макета – выбор Ваш. Скажем, в газете текст «с засечками» 8 pt – это предел читабельности. Но, предположим, вам нужны этикетки или визитки. Тогда просим учитывать следующие технические возможности любой типографии.

  1. Текст меньше 8pt останется читабельным, если:

    а) будет напечатан только чёрной краской, либо любой другой однокомпонентной (голубой, пурпурной, жёлтой, готовым пантоном).
    б) будет напечатан на белом фоне либо к нему будет применена функция Оверпринт (для продвинутых пользователей);
    в) текст не будет печататься методом шелкографии, тиснения или по другой технологии, предполагающей нанесение изображения не типографской краской.

  2. Используя цветные буквы низкого кегля при выборе Вами бумаги не самого высокого качества, вы рискуете получить растиснутое (расплывчатое) изображение текста.
  3. То же, если Вы отправляете макет, в котором текст растрирован вместе с прочим изображением, а не положен поверх них. (См. выше.)
  4. Если используется так называемая «выворотка» — печать белых букв по цветному фону. В этом случае размер кегля не должен быть ниже 9 pt: слишком широкое растискивание текста в данном случае весьма возможно.
 
Автор: Егор Лисин